Направление 4. Проектно-дифференцированное обучение как механизм формирования и оценки метапредметных навыков: опыт Нижегородской области

Стендовый доклад

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ДИАГНОСТИКИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ НАВЫКОВ В ПРОЕКТНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ

Плетенева О.В.,
зав. лабораторией научно-методического обеспечения проектно-дифференцированного обучения
ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», к.с.н., доцент

Аннотация. В докладе представлена система проектно-дифференцированного обучения как дидактическая система, реализация которой обеспечивает формирование и оценку метапредметных навыков обучающихся основной школы, которая создана сотрудниками Нижегородского института развития образования и успешно внедряется в школах Нижегородской области. Ее системообразующим фактором является проектная компетентность выпускника 9 класса как конечный результат обучения.

Ключевые слова: проектно-дифференцированное обучение, проектная компетентность, проектный модуль, учебный проект, диагностика проектной компетентности.

Полный текст доклада в формате pdf


ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Плетенева О.В.,
зав. лабораторией научно-методического обеспечения проектно-дифференцированного обучения
ГБОУ ДПО НИРО, к.с.н., доцент

Бармина Вера Яковлевна,
старший научный сотрудник лаборатории 
научно-методического обеспечения проектно-дифференцированного обучения
ГБОУ ДПО НИРО


МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В МБОУ СШ С.П. СЕЛЕКЦИОННОЙ СТАНЦИИ

Белаш Елена Александровна,
заместитель директора МБОУ СШ с.п. Селекционной станции Кстовского района Нижегородской области


ВОПРОСЫ НОРМАТИВНО-ФИНАНСОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЕКТНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Федотова Мария Вячеславовна,
к.э.н., доцент, заведующий лабораторией

социально-экономических, исследований в образовании ГБОУ ДПО НИРО

Макарова Анна Борисовна,
к.п.н., доцент кафедры теории и практики управления образованием ГБОУ ДПО НИРО


ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ (ПДО) В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»

Полшкова Вера Александровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ СШ с.п.Селекционной станции Кстовского района Нижегородской области


МЕСТО ПРОЕКТНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тулупова О.В.,
доцент кафедры педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО НИРО


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Целикова В.В.,
старший научный сотрудник лаборатории научно-методического обеспечения проектно-дифференцированного обучения ГБОУ ДПО НИРО


Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в обсуждении представленных материалов. Для этого воспользуйтесь полем «Комментарии».

Здесь вы можете высказать свою точку зрению по данной тематике, обратиться с вопросом к авторам докладов, поделиться своим опытом.

Добавить комментарий

  1. Трудно не согласиться с коллегами, что тема проектной деятельности очень актуальна в настоящий момент. Сколько творчества, мастерства надо проявить, чтобы создать проект, провести от начала до конца обучающегося. Ознакомилась со всеми представленными материалами. Попробую переложить опыт коллег на свою работу. Спасибо!

  2. Большое спасибо Полшковой Вере Александровне за доклад Практика реализации проектно-дифференцированного обучения (ПДО) в предметной области «Русский язык и литература»». Для словесника масса полезных идей.

  3. Доброго времени суток, уважаемые коллеги!. Проектной деятельностью занимаюсь с ребятами не первый год. Есть свои наработки. Изучив ваш доклад, многое для себя извлекла для дальнейшей работы. Считаю, что тема очень актуальна в современном образовательном процессе, нацеленном на личностное ориентирование. Педагогу очень важно развивать познавательную активность ребёнка. Согласна также с Натальей Никоновой с тем, что на самом деле материально-техническая база оставляет желать лучшего, да и времени на создание проекта уходит много.

    1. Спасибо за Ваш комментарий, Надежда. Вы правы, что очень важно развивать познавательную активность, но главная цель организации проектно-дифференцированного обучения- это развитие проектной компетентности школьников.Основной результат реализации ПДО — проектная компетентность. В этом принципиальное на мой взгляд отличие системы ПДО.

  4. «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ДИАГНОСТИКИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ НАВЫКОВ В ПРОЕКТНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ». Отлично представлено содержание деятельности в прикладном
    и исследовательском проектировании, этапы работы, оценка результата. «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ». Несомненно учитель должен быть компетентен в данном вопросе и уверенно организовывать и сопровождать проектно-исследовательскую деятельность учащихся. Но хотелось бы всё-таки определенности во временных рамках, отводимых учителю для этого. Если в классе 25-30 учащихся, таких классов 3 и более, двусменность, то как физически учитель может охватить каждого ученика в сопровождении? Только используя коллективные формы работы, к сожалению, и обобщенные рекомендации.

  5. «Место проектно-дифференцированного обучения в реализации основной образовательной программы основного общего образования». Думаю, что многие педагоги согласятся, что данный метод обучения прогрессивен и нужен в образовательных учреждениях. Вопрос в другом, а материально-техническая база школ готова к реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной работы? Ведь проекты и исследовательская деятельность базируются на использовании оборудования и материалов. Видимо, положительные ответы будут не у всех педагогов. Хотя, очень надеюсь, что отрицательных ответов не будет совсем.

    1. Здравствуйте, Наталья! Приятно, что Вы заходите на нашу страницу уже не первый раз. значит мы Вас чем-то зацепили. Согласна с Вашим комментарием с одной стороны, с другой, проектная деятельность не всегда требует дополнительных материальных ресурсов, проблема ведь может быть и в отсутствии этих ресурсов. Многие исследования и изобретения именно поэтому и были совершены. Главное — поиск решения проблемы. К сожалению, не нашла Вас в списках участников. скажите, пожалуйста, Вы откуда, какой предмет преподаете?

    2. Совершенно согласна с мнением Оксаны Валерьевны. Хочу добавить, что для реализации проектных модулей в таких предметных областях как русский язык и литература, английский язык, история. музыка не требуется дополнительного оборудования.

  6. Познакомилась с докладом и работами содокладчиков и абсолютно согласна, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным. Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены в 9-х и 11-х классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Однако, хотелось бы не согласиться с авторами, что с 5-го класса происходит формирование проектной компетентности учащихся. Еще в начальной школе необходимо формировать основы проектных навыков обучающихся.

    1. Уважаемая Людмила! Основы проектных навыков конечно можно формировать уже в начальной школе, но, согласно стандарту начального образования, в начальной школе формируются отдельные действия — УУД (которые применимы и в проектной деятельности), а вот по ФГОС ООО у выпускников основной школы должны быть сформированы «основы культуры исследовательской и проектной деятельности и навыки разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы» (ФГОС ООО, п.18.2.1.). Именно поэтому наша система относится к основной школе.

  7. Добрый вечер, уважаемые коллеги! С удовольствием познакомилась с опытом коллег из Нижегородской области. Как учитель русского языка и литературы, я заинтересовалась докладом Полшковой Веры Александровны «Практика реализации проектно-дифференцированного обучения в предметной области «Русский язык и литература».
    Я тоже активно использую в своей практике проектную деятельность, однако в статье автора я почерпнула для себя много нового. Создание проектного модуля и поэтапное формирования проектных действий у обучающихся нацеливает не на сиюминутное восприятие и прочтение, а на внимательное и вдумчивое. Я думаю, что проектно — дифференцированное обучение способно решить одну из главных задач в нашей предметной области — вернуть талантливого читателя — перечитывателя, который будет способен в море литературы найти самое важное и достойное.

  8. Я познакомилась с опытом участников по проектно-дифференцированному обучению. Циклограмма формирования и диагностики проектной компетентности наглядна для оценки метапредметных навыков. Список информационных ресурсов полезен, Спасибо!
    Дидактические средства организации проектной деятельности школьников, представленные автором будут полезны для педагогов, использующих эту технологию. Было интересно познакомиться с опытом коллег!

  9. Добрый день, уважаемы коллеги!
    Автор статьи «Дидактические средства организации проектной деятельности школьников», Плетнева О.В. затронула очень актуальную тему, так как в условиях современного образования, умение создавать различные проекты является одним из ключевых компетентностей школьников. Зачастую перед учителем встает вопрос как реализовать проектную деятельность так, чтобы получить максимальную пользу и отдачу от этой деятельности. Автор статьи познакомила с дидактическими средствами, используемые для формирования проектной компетентности школьников. В статье приведены примеры заданий, указан алгоритм формирования проблемы. Данный материал я с удовольствием буду использовать в своей работе.

    1. Добрый вечер, Наталья! Вы, как учитель физики, в условиях реализации ПДО должны на своем предмете использовать те навыки Ваших учеников, которые уже были сформированы до Вас другими учителями. Если в школе удастся реализовать такую или подобную систему обучения — наши ученики будут более успешны в жизни, более социализированы. Кстати, мы разработали алгоритмы на все проектные действия.

  10. Добрый день всем! Ознакомилась сегодня с несколькими докладами в 4 секции, но хочется выделить:
    «ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ» Плетенева О.В.,
    зав. лабораторией научно-методического обеспечения проектно-дифференцированного обучения
    ГБОУ ДПО НИРО, к.с.н., доцент Бармина Вера Яковлевна,старший научный сотрудник лаборатории научно-методического обеспечения проектно-дифференцированного обучения ГБОУ ДПО НИРО Подробно раскрыта тема, много примеров. Для себя скачала этот доклад На уроках технологии много применяю наглядностей, чтобы заинтересовать детей. И такая фраза из доклада: » Чтобы ученик не просто сформулировал проблему под руководством (а иногда и при непосредственном участии) учителя, а овладел инструментом – алгоритмом формулировки проблемы, учителю необходимо организовать этот процесс». Спасибо!

    1. Спасибо за ваш комментарий, Валентина!
      Действительно, алгоритм выполнения какого-либо проектного действия — это инструмент, овладев которым ученик вначале под руководством учителя, а затем самостоятельно сможет выполнить как отдельное это действие, так и всю систему действий, составляющих проектную компетентность и позволяющих ему осуществить как учебную проектную деятельность, так и решать в проектном режиме любые другие проблемы. .

  11. Оксана Валериевна! Огромное спасибо за представленные материалы. С интересом познакомилась с опытом Нижегородской области по проектно-дифференцированному обучению. Представленная в стендовом докладе циклограмма формирования и диагностики проектной компетентности дает полное представление о механизмах формирования и оценки метапредметных навыков. Отдельное спасибо за подробный список информационных ресурсов, поскольку после знакомства с представленными материалами у меня появилось желание подробнее познакомиться с данной технологией.

    1. Здравствуйте, Наталья!
      Я думаю нам можно повзаимодействовать, мы всегда открыты для контактов. С удовольствием отвечу на все Ваши вопросы, которые могут возникнуть впоследствии. Контакты на сайте ГБОУ ДПО НИРО.

  12. МНЕ ПОНРАВИЛСЯ ДОКЛАД «ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ», Я ЕГО ДАЖЕ СКАЧАЛА. В НЕМ НЕ ТОЛЬКО ОПИСАНЫ САМЫЕ ТРУДНЫЕ МОМЕНТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТА), НО И РАССМОТРЕНО КАКИМИ СРЕДСТВАМИ, ПРИЕМАМИ МОЖНО ИХ РЕШИТЬ. КТО ЗАНИМАЕТСЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ — СОВЕТУЮ ИЗУЧИТЬ ДОКЛАД!

    1. Спасибо за Вашу оценку Юлия!
      Задания, формирующие проектные действия предполагают возможность изменения предметного наполнения, что с одной стороны позволяет их использовать любому учителю, а с другой — позволяет и у ученика сформировать универсальную картинку проектного действия («не важно на каком уроке я использую этот алгоритм — он «работает» везде»)

  13. С УДОВОЛЬСТВИЕМ ИЗУЧИЛА ДОКЛАД «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ДИАГНОСТИКИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ НАВЫКОВ В ПРОЕКТНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ» Я САМА ЗАНИМАЮСЬ ПРОЕКТНОЙ И ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. И ДАННОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ДАЕТ МНЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ЕЩЕ РАЗ РАССМОТРЕТЬ САМУ СИСТЕМУ РАБОТЫ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ ПРОЕКТНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ, СТАРТОВУЮ И ИТОГОВУЮ ДИАГНОСТИКУ. А ГЛАВНОЕ — ПРИМЕНЯТЬ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    1. Юлия! Спасибо за оценку. Конечно предлагаемая нами система не ориентирована на возраст учеников начальных классов, но если учителя начальных классов будут системно подходить к организации проектной деятельности, то нам в основной школе придется пересмотреть модель уровней сформированности проектной компетентности и — это хорошо!

  14. Добрый день, уважаемые коллеги! Большое спасибо за интересные стендовы доклады. Особое внимание привлекла работа Целиковой В.В., старшего научного сотрудника лаборатории научно-методического обеспечения проектно-дифференцированного обучения ГБОУ ДПО НИРО, г. Нижний Новгород на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ». На мой взгляд, сегодня, к сожалению, не все педагоги компетентны в своей отрасли и, следовательно, не могут формировать проектную компетентность школьников. В докладе меня привлекла наглядность,информационная насыщенность. Интересной стала таблица «Модель компетентности педагога, осуществляющего проектно-дифференцированное обучение».

    1. Уважаемая Анастасия! Хочется отметить, что компетентность педагога, в том числе и в области формирования проектной компетентности учеников, формируется в процессе системной целенаправленной работы. В нашей школе выстроена система методического сопровождения педагогов, реализующих проектно-дифференцированное обучение. Очень важной является коллективная работа учителей в данном направлении. У педагогов формируется единое видение, что способствует формированию единых подходов к формированию проектной компетентности школьников. Еще хочется отметить, что проектная компетентность педагога может сформироваться только в деятельности.

        1. Анастасия! Разработка модели проектной компетентности педагога не являлось для нас только теоретической разработкой. Варианты модели мы апробировали на наших инновационных площадках (Елена Белаш — заместитель директора в школе, являющейся такой площадкой), находили точные критерии и поведенческие индикаторы, проводили диагностику готовности педагогов к освоению этой модели, мониторили проектные действия педагогов в их деятельности. В лаборатории научно-методического обеспечения проектно-дифференцированного обучения разработана технология диагностики готовности педагогов к внедрению требований ФГОС основного общего образования.

  15. Технология проектов и исследований решает проблему низкой мотивации обучающихся в школе, позволяет быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, формирует новые пути решения проблем, обеспечивает переход на продуктивно-творческий уровень преподавания. Происходит изменение роли учителя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности обучающихся, проводится работа по формированию целостной картины мира, деятельность обучающихся формирует ключевые компетенции, увеличивается мотивация, взаимодействие с социумом.

    1. Согласна с Вами Галина в том, что сегодня требуется, чтобы учитель изменил свою позицию по отношению к образовательному процессу. Только в этом случае, он сможет из носителя готовых знаний превратиться в организатора или, как модно сегодня говорить, тьютора. Спасибо за комментарий!

  16. Материал «ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ» актуален в наше время , так как теории читаем много, а способы связи ее с практической работой нет. Примеры заданий буду использовать на материале предмета и во внеурочной деятельности. Любопытна модель профессиональной компетентности учителя, реализующего проектно-дифференцированное обучение в школе, и практика реализации ПДО на уроках русского языка и литературы. Замечательно, что поставлен вопрос финансирования в докладе «ВОПРОСЫ НОРМАТИВНО-ФИНАНСОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЕКТНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ «, у нас он даже не ставится, проектная работа учителю никак не оплачивается, затраты на ее осуществление в бюджете школы никак не прописаны. Спасибо за интересные и злободневные доклады.

    1. Здравствуйте, Людмила! Хочу сказать, что в системе проектно-дифференцированного обучения дополнительная оплата учителю может быть только за счет стимулирующей оплаты труда, так как сама система предусматривает, что затрат дополнительного времени на организацию проектной деятельности не надо. Инструментом реализации является проектный модуль — система уроков в предмете (в рамках какой-либо темы), объединенных не логикой предметного содержания, а логикой проектной деятельности. Трудозатраты учителя происходят только на этапе подготовки, когда требуется переосмыслить содержание и переложить его на проектную деятельность. Как показывает опыт — именно это учителю бывает сложнее всего.

    2. Людмила, спасибо за оценку значимости нашего доклада. Оксана Плетенева в своем ответе отметила факт того,что в целом действующая система оплаты труда не предусматривает в базовой части фонда оплаты труда образовательной организации постоянных видов доплат по проектно-дифференцированному обучению. Однако, в рамках введения эффективного контракта оплата за результаты обученности учащихся в школе по проектной технологии вполне возможна, если данное направление деятельности включить в критерии и показатели профессиональных достижений педагогических работников.

  17. Согласна с авторами материала «ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ», что метод проектов рассматривается как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершится вполне реальным, осязаемым результатом, оформленным тем или иным способом. Возьму себе на заметку алгоритм формулировки проблемы.

    1. Ольга Анатольевна! Спасибо за комментарий и положительную оценку нашей работы. Алгоритмы нами разработаны на все действия, что значительно облегчает формирование навыка осуществлять эти действия. Я не совсем согласна с применением в данном контексте термина «метод проектов», так как этот метод в большей степени ориентирован на получение предметного результата, а проектно-дифференцированное обучение нацелено на формирование именно метапредметного результата — проектной компетентности.

  18. Стендовый доклад и все сопутствующие материалы в полном объеме отражают все стороны системы ПДО, конкретизируют отдельные моменты, которые казались несколько непонятными.Конечно, полезными лично для меня (для моей работы) оказались модель профессиональной компетентности учителя, реализующего проектно-дифференцированное обучение в школе, и практика реализации ПДО на уроках русского языка и литературы: конкретно и четко представлены те требования, которые нужно в первую очередь адресовать учителю самому себе, а затем детям. Большое спасибо!

    1. Анна Николаевна! Поскольку ваша школа входит в состав наших инновационных площадок, мы надеемся, что ваши педагоги уже внедрили модель проектной компетенции педагога и успешно реализуют ее в рамках проектного обучения

  19. Ведущий метапредметный результат ФГОС ООО: формирование у обучающихся проектной компетентности. Этот навык позволит обучающимся выявлять, формулировать и решать проблемы для получения обоснованного проектного продукта; применять в проектной деятельности предметные знания и способы деятельности; определять ресурсные возможности, регулировать и оценивать осуществляемую проектную деятельность; взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.
    Самое ценное в оценивании результата-собственная рефлексия.

  20. Очень понравился материал Антиповой Н. В. – доцента кафедры общеобразовательных дисциплин Тамбовского института повышения квалификации работников образования. Очень полезной показалась модель профессиональной компетентности учителя, реализующего проектно-дифференцированное обучение в школе.
    Научилась проектировать план работы по повышению компетентности.

  21. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
    ШКОЛЬНИКОВ. Очень порадовал подробная и доступная для восприятия модель компетентности педагога, осуществляющего проектно-дифференцированное обучение. Чтобы соответствовать данной модели необходимо приложить максимум усилий как педагогу, так и ученику. Однако, тяжело в учении, но легко в бою. Думаю, что большинство педагогов — практиков осилят данную модель и будут применять её в своей работе.

    1. Уважаемая Наталья! Как показывает наш опыт, проектное поведение учителя является дополнительным ресурсом для формирование проектной компетентности ученика: педагог как бы говорит ученику «делай как я» (это одна из стратегий самопрезентации — примероносительство). Если педагог сам умеет формулировать проблемы, ставить и реализовывать цели, планировать свою деятельность, ему легче будет научить этому же ребенка.

      1. Полностью согласна с Верой Владимировной! Чтобы сформировать у ребенка проектные умения, педагогу необходимо не просто знать как это сделать, но и уметь эти же действия совершать в своей профессиональной деятельности.

    2. Уважаемая Наталья! Как педагог, имеющий опыт реализации проектно-дифференцированного обучения, хочу отметить то, что один в поле не воин.Важна согласованность действий всего педагогического коллектива. В нашей школе сформирована команда учителей, на сегодняшний день имеется практика реализации ПДО в 5 классах в различных предметных областях: английский язык, история, русский язык , музыка, технология.

  22. Познакомилась с докладом «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ», автор Целикова В.В., старший научный сотрудник лаборатории научно-методического обеспечения проектно-дифференцированного обучения ГБОУ ДПО НИРО. Очень полезной для меня (для моей работы) оказалась модель профессиональной компетентности учителя, реализующего проектно-дифференцированное обучение в школе. Заинтересовал план поэтапного введения система подготовки педагогов к внедрению проектного обучения
    средствами методической работы. В условиях реализации учреждением инновационного проекта эта информация очень необходима. Спасибо!

    1. Светлана!Спасибо за ваше внимание к нашим материалам!
      Хочу обратить ваше внимание, что технология «обучения действием» (как управленческая технология в рамках всей образовательной организации) дает хорошие результаты: с меньшими затратами (профессиональными и психологическими) появляются разработки модулей, учебных проектов, проектных занятий. Происходит это за счет неоднократной взаимной экспертизы и самоэкспертизы разработок. И как эффект формируется рефлексивная культура педагога.

  23. Уважаемые коллеги!
    И стендовый доклад и содоклады очень актуальны. Большинство наших школ находятся на этапе внедрения стандартов нового поколения, и именно в вашей системе раскрыто то новое, что должно быть в идеале. Спасибо за вашу работу. В своей практике применяю проектные модули, но не всегда дохожу до подведения итогов и рефлексии, а от этого теряется самое важное звено в системе. Осмысление собственного опыта на основе представленных докладов очень необходимо каждому педагогу. В вашей системе, как сказано в докладе, «описаны все основные механизмы реализации и разработан необходимый дидактический и диагностический инструментарий». Посоветуйте, пожалуйста, где можно ознакомиться с инструментарием диагностики и оценивания поближе?

    1. Здравствуйте, Александра Валентиновна! Спасибо за высокую оценку нашего труда.
      Пока все, что нами наработано опубликовано только в Нижегородской области (все публикации приведены в списках литературы к докладу и статьям). На уровне РФ сейчас в издательстве Вентана-Граф выходит пособие для учителей технологии с этими материалами (но, как Вы понимаете, весь инструментарий надпредметен, поэтому инструментами можно пользоваться вне зависимости от преподаваемого предмета). С нашими материалами можно познакомиться на сайте Нижегородского института развития образования, на странице лаборатории научно-методического обеспечения проектно-дифференцированного обучения.
      С уважением. О.В.Плетенева

    2. Вера Яковлевна Бармина (НИРО) Лаборатори научно-методического обеспечения проектно-дифференцированного обучения:

      Спасибо за Ваш комментарий, Александра Валентиновна!
      Согласна с Вами: бывает, что в процессе реализации проектных модулей выпадает очень важный этап — рефлексия, осмысление деятельности. Это актуально не только для педагога, но и для ученика! Только через рефлексию возможно дальнейшее развитие!

  24. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

    Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам.

    В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации.

      1. Спасибо за предоставленные материалы! С интересом познакомилась с вашими находками и достижениями! Работаю над проектной технологией в своей деятельности. Пересмотрела свою педагогическую компетентность, задумалась. Изучила дидактические средства. Нашла для себя ответы на некоторые вопросы. Считаю самым сложным для себя найти и сформулировать проблему, а потом еще и сделать так, чтобы ее увидел ученик, захотел решить, ну или приступить к решению. Спасибо за четкие, понятные инструкции! Обязательно воспользуюсь алгоритмом! Спасибо большое всем! Все представленные документы еще будут мною изучаться, но уже сейчас понятно, что конференция для меня не прошла зря!

        1. Татьяна, здравствуйте!
          Мы выходили на эту конференцию с нашими наработками для того, чтобы увидеть насколько это может быть полезно для российской педагогической общественности, Ваш комментарий точно дает нам ответ — то, что мы делаем востребовано и необходимо. Спасибо!

          1. Добрый вечер, коллеги из Нижегородской области! С удовольствием познакомилась с Вашим опытом работы проектно — дифференцированного обучения. Ваша практика актуальна в условиях введения ФГОС. Взяла в свою «копилку» «Дидактические средства организации проектной деятельности школьников», Спасибо большое!