Базовой основой для проектирования региональной стратегии развития системы образования являются:
областная целевая программа «Модернизация системы образования Тамбовской области на 2009 – 2012 годы»;
комплексная программа «Модернизация общего образования Тамбовской области в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на 2011 – 2015 годы».
Цель модернизации – обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-экономического развития Тамбовской области, в условия современных моделей образовательных систем.
Основными задачами стратегических преобразований являются:
создание условий для повышения качества обучения и воспитания детей в современных безопасных и комфортных условиях, сохранение и развитие здоровья детей; выравнивание качества условий осуществления образовательного процесса в сельских и городских школах;
формирование в сфере общего образования конкурентной среды, повышение открытости системы образования;
обеспечение общеобразовательных учреждений высококвалифицированными специалистами.
Системные изменения в школьном образовании Тамбовской области проводятся с 2006 года в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и комплексного проекта модернизации образования. За годы реализации указанных проектов накоплены значительные ресурсы, позволяющие на новом уровне подойти к проблеме повышения качества общего образования.
В ходе оптимизации сети в области создана сеть базовых школ (120) с филиалами (364). Во многих из них созданы или создаются условия для организации лекционных занятий на старшей ступени, широкого использования ИКТ в образовательном процессе, реализации спектра различных программ профильного образования, обучения и развития младших школьников (школы-ступени) и т.д.
Все общеобразовательные учреждения области переведены на нормативное подушевое финансирование, введена новая система оплаты труда работников образования.
В условиях совершенствования институализации сферы управления в каждом образовательном учреждении функционируют Управляющие и попечительские советы, которые стали залогом открытости и полной информированности процессов модернизации образования.
Расширение программ дополнительного образования, построение модели школы полного дня, многолетний опыт работы социокультурных комплексов позволили осуществить переход к качественно новому уровню работы школ Тамбовской области как социально открытых площадок.
Созданы центры по работе с одаренными детьми, в которых апробированы различные модели взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования, разработаны подходы к формированию индивидуальной образовательной траектории одаренных детей.
Разработана модель обновления системы повышения квалификации, отвечающая требованиям современного образования.
Опыт, накопленный в рамках реализации федеральных программ и проектов, создал прочную основу для осуществления в Тамбовской области проекта «Наша новая школа».